Среди нескольких вузов Москвы и Ленинграда выделяется числом подготовленных для радиофакультета УПИ преподавателей и ученых высшей квалификации кафедра радиотехнических систем Московского энергетического института, создателем которой и заведующим более 20 лет был профессор, доктор технических наук, Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации Лев Соломонович Гуткин.
Л. С. Гуткин (1914 - 2011 гг.) - талантливый ученый и прекрасный человек. Он прожил яркую, самоотверженную жизнь, создал известную среди радиоспециалистов научно-педагогическую школу. В 1941 году он, будучи к тому времени кандидатом технических наук, по партийному набору стал рядовым бойцом Красной Армии - защитником Москвы. Войну закончил капитаном войск связи в 1943 году. После демобилизации вернулся на кафедру радиоприемных устройств Московского энергетического института, защитил докторскую диссертацию.
В 1961 году в связи необходимостью подготовки инженеров для ракетной техники, которой оснащались в то время Вооружённые Силы Советского Союза, в МЭИ была создана кафедра радиотехнических систем во главе с профессором Л. С. Гуткиным в результате выделения небольшой группы преподавателей и аспирантов кафедры радиоприёмных устройств. Основной задачей новой кафедры стала подготовка инженеров новой специальности «Радиоэлектронные системы» к деятельности в роли разработчиков, способных на системном уровне рассматривать вопросы взаимодействия различных устройств, входящих в радиокомплексы, и принимать наилучшие решения с учётом действия различных факторов и ограничений. Формированию профиля специальности во многом способствовали научно-исследовательские работы, проводимые на кафедре в интересах оборонных НИИ.
Развитие Л.С. Гуткиным и его сподвижниками оригинальных научных изысканий, сопровождавшееся подготовкой научных кадров высшей квалификации как для кафедры, так и для вузов страны, привело к образованию общепризнанной научно-педагогической школы профессора Л.С. Гуткина, в которой можно выделить несколько основных научных направлений.
Одно из них связано с общей теорией проектирования радиосистем и радиоустройств. В частности, были разработаны методы оптимизации радиосистем и радиоустройств по векторному показателю качества и методы нахождения вариантов построения радиосистем и радиоустройств, оптимальных в смысле скалярного критерия предпочтения и определения множества систем, не худших в смысле векторного критерия. Результаты исследований, развитых Л. С. Гуткиным, нашли отражение в ряде его учебных пособий и монографий.
В рамках этого направления рассматривались также проблемы анализа и построения систем радиоуправления различного назначения. Коллектив авторов под руководством Л.С. Гуткина выпустил учебное пособие, в котором систематизированы принципы и методы управления реактивными снарядами и космическими аппаратами. Разработка ряда отечественных систем радиоуправления проходила при непосредственном участии сотрудников кафедры.
Другое научное направление охватывает круг вопросов, актуальных для систем радиоавтоматики, являющихся непременной частью современных радиопеленгаторов, дальномеров, радиоприёмных и других устройств. Трудами учеников Л.С. Гуткина разработана теория анализа и синтеза линейных и нелинейных систем радиоавтоматики, которая позволила оценивать статистические характеристики частотных, фазовых, угловых и временных дискриминаторов в радиотехнических системах и устройствах, разрабатываемых промышленностью.
Профессор С.В. Первачёв, активно работающий в этом направлении, подготовил в 1982 г. прекрасный учебник по радиоавтоматике для радиотехнических специальностей вузов. Ещё одно направление научной школы Л.С. Гуткина связано с развитием методов аналогового и цифрового моделирования радиосистем и отдельных радиоустройств. Активная роль в развитии этого направления принадлежит профессору Ю.П. Борисову, обобщившему свой опыт и результаты исследований своих коллег в учебном пособии для студентов радиотехнических специальностей вузов «Математическое моделирование радиосистем», изданным в 1976 г.
Направлением многоканальной радиосвязи и оптимальных методов радиоприёма плодотворно руководил с 1962 г. профессор П.И. Пенин. Проведённые исследования позволили в ряде организаций создавать совершенные системы передачи информации по эфирным, космическим и гидроакустическим каналам. Существенный вклад в становление и развитие школы внесли профессора А.Л. Зиновьев и П.И. Пенин, написавшие в соавторстве с профессором Л.И. Филипповым несколько учебных пособий.
За большой вклад в создание и развитие статистической теории радиосистем профессорам Л.С. Гуткину и Ю.П. Борисову в составе творческой группы была присуждена Государственная премия. За годы существования кафедры радиотехнических систем МЭИ подготовлен большой отряд специалистов ¾ докторов, кандидатов наук, инженеров, которые успешно трудятся в вузах, научно-исследовательских центрах, проектных организациях и предприятиях различных отраслей промышленности.
Наряду с другими обучение в целевой аспирантуре на кафедре РТС МЭИ, руководимой Л.С. Гуткиным, обучались выпускники РТФ УПИ А.Ф. Котов, В.И. Гадзиковский, В.В. Криницын, В.А. Чердынцев, Д.В. Астрецов, Д.П. Белых, Г.К. Мингалёв, А.М. Тараскин, В.В. Лысенко, Л.В. Криницин, А.Р. Тетерин, А.И. Ефимов, В.А. Шмелёв. Семь из них работали непосредственно под научным руководством Л.С. Гуткина, четверо первых в настоящее время – доктора наук. Кроме того, Н.П. Никитин, будучи формально аспирантом кафедры радиоприемных устройств, подготовил и защитил диссертацию под руководством профессора В.Л. Лебедева, работавшего в качестве старшего научного сотрудника кафедры РТС.
Высочайшая научная эрудиция, громадная работоспособность и доброжелательность профессора Льва Соломоновича Гуткина оставили у его учеников впечатление о нём как о Человеке с большой буквы.
В. И. Гадзиковский, Д. В. Астрецов
Родилась я в обычной советской семье офицера внутренних войск и школьной учительницы русского языка и литературы. Отец мой был по образованию (и, что немаловажно, по призванию) инженер-электронщик со всеми вытекающими из этого последствиями. К примеру, шторы в нашем доме раздвигались и задвигались с кнопки от электромоторчика. И, сколько я себя помню, у нас всегда были компьютеры. Первым появился странный полукустарный агрегат, собранный руками отца из подручных материалов. Загружался он «магически» с обычных аудиокассет посредством аудиомагнитофона, который подключался к «волшебному ящику». Зрелище было поистине завораживающим, а посмотреть на это действо собирался весь двор. Смело могу сказать, что атмосферу радиоэлектроники я впитала не с молоком матери, а с запахами канифоли отцовского паяльника. Это и послужило началом моего пути к РТФ.
Следующим важным шагом навстречу РТФ было поступление после 9-го класса в физико-математический класс 130-го лицея. Ездить приходилось из Березовского, постоянно сидеть над учебниками, учиться сессиями – время выдалось не из легких. Зато лицейская подготовка дала отличную предрадиофаковскую закалку, воспитала ответственность и усидчивость. Плюс подарила замечательных друзей-одноклассников, с которыми мы тесно общаемся по сей день. Удивительный факт - из нашего класса на РТФ поступило целых 6 человек, а из них сразу четверо стали старостами, не знаю, были ли еще подобные случаи в хрониках РТФ? Но ко всему по порядку.
Ключевой день во всей этой истории - День открытых дверей. Традиция факультетов приглашать абитуриентов для знакомства со специальностями - просто находка для школьников. Вот тут и состоялась та самая важная встреча, которая предопределила дальнейшую судьбу и неразрывно связала меня с РТФ. Олег Александрович Гусев! (Выделяю его отдельным предложением, потому что именно с ним начинаются мои первые шаги по радиофаку). Сначала его официальное вступительное слово – громкое, твердое, уверенное, убедительное. Потом неформальная встреча уже в кабинете Олега Александровича, на которую мы вместе с любопытными одноклассницами Аней Лугининой и Олей Кожуховой напросились, дабы разузнать о факультете побольше. Тут нас встречал уже другой Гусев - добрый, располагающий к себе, завораживающий оптимизмом и любовью к своему делу и «своим радиофаковским детям». Он по-отцовски приоткрыл для нас некоторые стороны жизни и традиции РТФ. Благодаря Олегу Александровичу, еще будучи абитуриентами, нам с одноклассницами посчастливилось попасть с музыкальным номером на встречу ветеранов факультета. Каждый год в преддверии 9 мая Радиофак поздравляет и чествует своих ветеранов. Наши неокрепшие школьные умы поразило тогда, как это важно помнить и чтить свою историю, историю своей страны, своих стариков. Так произошло наше первое знакомство и с частичкой внеучебной жизни РТФ.
Не оставалось никаких сомнений куда поступать, на каком факультете и с какими людьми я хочу шагать в свое будущее – «ведь это оно, то самое, с запахом канифоли из детства»! Удивительно, но в памяти совершенно не сохранились дни открытых дверей других факультетов, сколько не силилась вспомнить – пусто, один Радиофак.
130-й же лицей подарил нам уникальную возможность поступить в УПИ по итогам выпускных экзаменов. Итак, свершилось. Мы - студенты прославленного РТФ! Наши первые ощущения? Радостно и немного страшно. А что можно сказать о годах учебы, теперь, с высоты прожитых лет... Нелегко? Очень нелегко! Интересно? Ужасно интересно! А посчастливилось мне, благодаря предложению опять же заместителя декана, стать старостой одной из самых дружных и сплоченных групп. Поступили мы на новую для Радиофака кафедру мультимедиатехнологий, да и специальность новая - «Информационные системы в науке и образовании». Группа была немногочисленная – всего 15 человек, зато завидная для РТФ по составу: 8 мальчиков и целых 7 девочек! Ребята подобрались замечательные - ответственные, организованные и действительно до жути хотели и любили учиться. После каждого старостата мы традиционно устраивали летучку по обсуждению последних новостей факультета. Поэтому все одногруппники всегда были в курсе происходящего в стенах родного Alma mater и с еще большим рвением проявляли интерес и участие во всем. Подхватывали любые инициативы. К примеру, если вдруг после старостата выяснялось, что в группе у кого то появилась задолженность - тут же стихийно организовывали группировки по подтягиванию. Удивительное проявление заботы и доброты к одногруппникам. В свободное время вечерами после пар, несколько разбирающихся в теме ребят, по собственной инициативе собирались и всеми возможными способами объясняли материал тем, кто не понял, помогали с курсовыми и лабораторными работами. Уж что-что, а в вопросе учебы моих одногруппников хлебом не корми - дай что-нибудь разобрать, понять, добить и объяснить остальным. У троечников в нашей группе не было шансов оставаться таковыми, ибо - поймают, объяснят, разжуют, заставят понять и пересдать. Поэтому кроме краснодипломников и хорошистов других категорий граждан в группе не водилось, зато имелся потанинский стипендиат. А что касается среднего балла по успеваемости, то он, что неудивительно, был выше 4-х. Вот подобрались же!
Хочется рассказать и об одной уникальной традиции РТФ, прикоснуться к которой нам посчастливилось. Каждый год факультет издает замечательную книгу, посвященную очередному выпуску специалистов. В ней собраны воедино все аспекты жизни радиофака: его история и обычаи, кафедры и преподаватели, группы и что-нибудь особенное о каждом выпускнике в отдельности. Это издание смело можно назвать поистине бесценным подарком свежеиспеченному дипломированному специалисту и настоящим детищем деканата. А сколько им вложено туда души, тепла и конечно же труда - сложно даже представить. Сейчас, по прошествии лет, взяв в руки эту "машину времени" я могу без труда вновь погрузиться в свою давно прошедшую студенческую жизнь, юность и беззаботность. А кто из нерадиофаковцев может похвастаться такой возможностью? А теперь немного о том, "Как это было"... Каждой группе была предоставлена возможность подготовить интересный и особенный материал о себе (приветствовалось все, что угодно - любое бумажное творчество). Эта идея нас очень вдохновила, и с большим удовольствием и энтузиазмом мы взялись за дело. Так как Олег Александрович всегда поддерживал, приободрял и поощрял новые идеи, то и мы, в свою очередь, постарались сделать максимум, на что были способны. Не могу не привести здесь частичку творчества нашей группы Р-513 (выдержку из той самой книги выпускников 2005 года, посвященную нашим замечательным преподавателям).
«Сразу после ГОСов (которые мы, кстати, довольно-таки неплохо сдали) прямо в коридоре решили мы провести очень занятное мероприятие. А именно - заполнить весьма содержательные анкеты на тему «Преподаватель, который изменил мою жизнь и запал в душу». Каждый из нас расположил по местам - с 1-го по 5-ое - наиболее запомнившихся преподавателей в порядке убывания любви к ним. Причем каждому преподавателю была дана краткая характеристика его заслуг. Все анкеты получились очень разные, но наводят на одну мысль - прекрасных студентов учили прекрасные преподаватели. Спасибо Вам, дорогие наши преподаватели, за любовь и понимание!!! А если конкретнее и ближе к теме, то безусловным лидером нашей группы стал, конечно же, Соколов Сергей Сергеевич (1-е место, его отметили все участники опроса). А вот и наши восторженные отзывы о СС: добродушный, веселый, любит студентов, совершенно обалденный преподаватель, с хорошим чувством юмора! Хороший человек! Просто душка! Много полезной информации. Веселый и умный, эрудированный. В целом, просто супер (и человек, и преподаватель). Юмор, пояснения, понятные комментарии. Очень умный, много шутит, весело и понятно объясняет сложное. За особое мастерство заинтересовать студента в своем предмете, знание всех преподаваемых предметов. Все знает, хорошо объясняет, с чувством юмора. Интересно рассказывает, - заслушаешься (чаще не по теме), знает очень много интересного и серьезного. Эх, нелегкий первый курс... Навсегда осталась в наших сердцах Надежда Васильевна Быкова, занявшая почетное 2-е место (её отметило 7 человек): за вбивание знаний в подкорку! Системность, строгость, непонятность! Классный специалист и настоящий преподаватель! Строгость, полезные советы (научила все-таки алгебре). Воспитала дисциплинированность! Благодаря ей могу заработать себе на хлеб! Очень строгий, но справедливый преподаватель. Сначала боялась - теперь люблю. Третье место без сомнения достаётся Трофимову Сергею Павловичу (6 человек). А вот и его заслуги: доступно объясняет, нравится как мужчина, без комментариев! Серьезный, хороший специалист. Просто нравится. Спокойствие, аккуратность, лояльность. Тройка победителей определена - наши любовь и благодарность безграничны! Но нельзя не отметить другие интересные факты анкеты. Четвертое место разделили сразу три преподавателя (по 5 человек отдали за них свои голоса): Маслич С. Ю.- за интересную подачу материала, шутки и легкость в общении. Хмелевский И. В. - за то, что он - душевный человек, прекрасный преподаватель и серьезный специалист, который понимает, что студенты все равно ничего не знают, и поэтому никогда их не мучает; за то, что умеет структурировано и четко излагать полезный материал. Валишев М. Г.- за хорошую подачу материала, - системность и полное изложение; за долгую любовь к физике; за последовательность, спокойствие и строгость. За то, что просто-напросто все физики - замечательные люди!!! Не остались без внимания и Битюцкий В. П.- за ответственное отношение к ГОСу и умение посмотреть на задачу с самых нетрадиционных сторон, Иванов О. Ю. - доброй души человек, очень симпатичен, Мокроносов Г. В.- замечательный дедушка, очень добрый и милый. А если быть чуточку серьёзнее, то результаты опроса - лишь формальность, а настоящие чувства навсегда останутся в наших сердцах, и теперь уже в памяти! Мы Вас не забудем!»
Радиофак, без всякого сомнения, настоящий кладезь уникальных преподавателей, живущих своим делом. Спустя годы в моей памяти благодарность и уважение к их труду только растет и крепнет. Воспитывать личность и взращивать специалистов - это великий труд и великий дар! Спасибо вам наши дорогие преподаватели!
По прошествии лет, теплом в сердце отзывается и наша история о том, насколько РТФ грудью и душой за своих студентов. Случилось так, что кафедру мультимедиатехнологий, на которой мы учились, неожиданно решением «свыше» было предписано передать другому факультету вместе со всеми группами и студентами (оказывается такое тоже бывает). К тому моменту заканчивался 4-й год нашей учебы. Эта новость ошарашила как гром, посреди ясного неба. Как же так? Мы взбунтовались. Ведь в первую очередь мы радиофаковцы, а уж потом студенты своей кафедры. Ведь ключевым моментом в вопросе поступления был все-таки факультет (!наш факультет!), ставший вторым домом. И администрация радиофака, выслушав все наши аргументы и 'слезы' приняла соломоново решение. Руководством РТФ было сделано все возможное и невозможное, чтобы присоединить горемычных к старейшей и уважаемой кафедре АИТ. Счастье наше было безграничным, а о таком повороте истории мы даже и мечтать не могли! За этот огромный шаг навстречу выражаем огромную человеческую благодарность от всех нас радиофаку, всегда выступающему на стороне своих студентов.
Помимо учебы РТФ открывал своим воспитанникам еще много возможностей для 'пробы пера' в различных сферах жизни. Я для себя, например, выбрала смотры самодеятельности и выставки художественного творчества. Участие, а тем более призовые места в них давали заряд положительных эмоций. А возможность отстаивать честь своего факультета заряжала патриотизмом. Ведь как это важно для неокрепших умов иметь возможность развиваться всесторонне.
Рассказывать о своей счастливой студенческой радиофаковской жизни хотелось бы бесконечно, теплые воспоминания так и всплывают в памяти одно за другим сплошным потоком (по старой памяти хочется назвать его «потоком данных»). Этим мемуарам можно было бы посвятить целую отдельную книгу, из нескольких томов. Поэтому возьму себя в руки, поставлю на паузу этот поток данных и в паре предложений расскажу о своей послерадиофаковской жизни.
После окончания учебы я вернулась в стены родного тогда еще УГТУ-УПИ и посвятила 8 лет своей жизни делу обучения студентов. Работала начальником общего отдела Института образовательных информационных технологий и по старой радиофаковской закалке почитывала студентам-дистанционщикам различные IT-дисциплины, знакомые нам со студенческой скамьи, такие как: "Информатика", "Архитектура ЭВМ", "Структуры данных", "Управление данными" и многие другие. С удовольствием пробовала себя и в других отраслях и сферах деятельности, ведь РТФ открывает по истине огромные горизонты и перспективы для своих выпускников.
В заключение хотелось бы еще раз выразить искреннюю благодарность Радиофаку, его руководителям и сотрудникам, его замечательному деканату. К ним всегда можно было прийти с любым вопросом или проблемой как к отцу или старшему товарищу. Олег Александрович на всем протяжении учебы на РТФ был для меня путеводной звездой, маяком, учителем, наставником, помощником и другом. Ведь не многие оставляют в нашей жизни такой огромный отпечаток. Если бы не встреча с ним – вряд ли моя судьба тесно переплелась бы с РТФ. Вклад Гусева О.А. в дело воспитания студентов просто неоценим. С теплом и трепетом в душе не устану повторять – Спасибо тебе, РТФ!
Источник: текст и фото предоставлены дирекцией ИРИТ-РтФ
Создано / Изменено: 28 апреля 2017 / 17 декабря 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: